Автор: Сергей Портнов (взято из фейсбука)
10 Февраля 2022
Открывается занавес и синхронно с ним открывается рот. Это пьеса Островского в Ведогонь-театре, в котором обычно всё аскетично-аутентично и сразу понятно, где купцы, а где их невинные жертвы?
Стараниями художника-постановщика Кирилла Данилова и художника по костюмам Янины Кремер сценическое пространство выглядит так, как будто Константина Коровина вызвали из лучшего мира для выполнения спецзадания - создать на основе современных технологий универсальное оформление для всех русских сказочных опер одновременно. Масштабная конструкция удивительным образом сочетает в себе черты и посада берендеев, и двора Кащея, и садов Наины, и палат Царя Салтана в Тмутаракани. Вращаясь, она постепенно демонстрирует свои удивительные красоты и модерновые формы: зрелище воистину впечатляющее! Так и кажется, что вот-вот отовсюду налетят оголодавшие жар-птицы, прискачут Иваны-царевичи на волках и дружно начнут воровать огромные волшебные яблоки, призывно горящие, как красные фонари. Вокруг гигантской декорации ходят, стоят, сидят тмутараканцы, одежды и причёски которых как будто материализовались из самых смелых коровинских фантазий.
В поднебесье над сказочным садом и причудливыми строениями гордо реет … царица Тамара. На самом деле царицу Тамару зовут Мавра Тарасовна Барабошева (Елена Шкурпело), а всё вокруг – её «скромное» имение, родственники, приказчики и прочие подчинённые. Женщина она, безусловно, незаурядная: из простого звания вышла, на медные деньги школу Василис премудрых (или что-то аналогичное) с отличием окончила, полученные знания грамотно использует: умеет летать, ночью землю освещать (некоторое время), гром и молнию вызывать, богатство привлекать и т.д. Денег полный сундук, до конца дней своих обеспечена, все вокруг слушаются – в общем, царица мира, да и только. Однако не только сказочно богата Мавра Тарасовна, но и сказочно наивна. Не догадывается она, что есть силы и посильнее её.
Нянька Филицата (Наталья Табачкова) в той же сказочной школе обучалась, те же чудеса творить умеет. Сорок лет рядом живёт, несуразные вавилоны с рожками на голове строит, а своё могущество ловко скрывает, пока Марфа Тарасовна не начинает непочтительно себя вести со старой подругой. И тогда из нянькиного кармана (не корысти ради, а токмо для восстановления социальной справедливости) достаётся козырный туз - Сила Ерофеич Грознов (Дмитрий Лямочкин), отставной унтер-офицер и старый приятель царицы мира, которому она много лет назад дала страшную клятву - исполнить любое его пожелание.
Это у других режиссёров Сила Ерофеич – маленький невзрачный старичок, из которого песок сыплется. Почти двухметровый Дмитрий Лямочкин, с дредами и в шкурах, напоминает индейского вождя, над которым время не властно. «Орангутан», - называет его приказчик Мухояров (Егор Васильев) и сильно ошибается: даже самые крупные орангутаны почти на полметра ниже и куда безобиднее такого Грознова. Мухояров банально завидует: сам-то он, в чёрных очочках, с хлипким хвостиком, суетливый и несолидный, по сравнению с этим исполином выглядит хохлатым макаком, который, кстати, очень скоро падёт жертвой искусственного отбора. Под массивными шкурами Сила Ерофеич до поры до времени скрывает традиционный тмутараканский кафтан и атлетическое телосложение чуть постаревшего, но вполне импозантного князя Гвидона. Мозг светел, как и полвека назад, женщины всё так же продолжают столбенеть от его вида, а которые послабее падают и в штабеля вокруг него укладываются. Мавра Тарасовна исключением не становится: царские одежды с себя поснимала, спесь подутратила, попритихла и в штабель уложилась. Филицата, пользуясь необъяснимо-мистическим влиянием на Грознова, в штабель не укладывается, но зато обеспечивает себе пожизненное весьма непыльное место персональной няньки у нового хозяина и иммунитет от любых причуд присмиревшей Мавры Тарасовны.
Сказка не была бы сказкой, если бы не нашлось силы посильнее и Филицаты. Внешне кроткая Поликсена (Анастасия Мунина), внучка Мавры Тарасовны, давно изолирована от общества до появления тихого и богатого жениха, которого одобрила бы бабушка, но в заточении времени зря не теряет. Если в других спектаклях Ведогонь-театра Анастасия Мунина, как правило, играет роли поэтических созданий и не сводит затуманенного взора Бурёнки из Маслёнкино с предмета своего обожания (Дон-Жуана, герцога Орсино и пр.), то в Тмутаракани она совсем другая. Под подушкой, не увлажнённой девичьими слезами, томики Ричардсона и прочие романтические бредни Поликсена не хранит, но старательно изучает Карнеги, Чалдини и т.п. литературу о том, как научиться убеждать, добиваться успеха, управлять людьми, и целенаправленно превращает себя в железную леди.
Даже Филицата (!) послушно исполняет любые указания девушки, не говоря уже о Платоне Зыбкине (Ярослав Шевалдов), волшебных школ не заканчивавшего и на роль тмутараканского правителя не претендующего. Из Платона Поликсена планомерно готовит себе надёжного помощника на будущее, когда от бабушки ей достанется трон царицы мира. В финале спектакля она сообщает избраннику: «Ну, вот, я же говорила!» таким категоричным тоном, который не оставляет сомнений, что яблочная революция в Тмутаракани идёт в полном соответствии с разработанным Поликсеной сценарием. Избранник железной леди всем (ну, почти всем) хорош - образован, красив, порядочен, имеет практический опыт управления финансами, да ещё и приручается легко: команды «сесть», «встать», «подвинуться», «отодвинуться» и пр. выполняет без ошибок. С таким женихом, умным и красивым (особенно если приодеть соответственно), и себя, умную и красивую, на любом балу или приёме можно эффектно продемонстрировать. Правда, есть пока ещё у Платона мелкие недостатки: нервный не в меру, с людьми часто конфликтует. Но эти последствия детских травм и воспитания ненормальной мамашей (Ольга Львова) в неполно-сказочной семье запросто можно у опытных психотерапевтов поправить.
Престарелому родителю, папаше своему Амосу Панфилычу (Антон Васильев) и дружку его Мухоярову места в Программе развития Тмутаракани на ближайшие тридцать лет и три года практичная Поликсена не находит. Пользы от них никакой, только неприятности: истерики, кутежи, растраты, сомнительные спекуляции с иноземными негоциантами. Усвоили невесть откуда взятую истину «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели — нет будущего!», штаны цветные нацепили, самые яркие во всей Тмутаракани, а цель совсем потеряли. Знание умного слова «дисконтировать» даже в сказочном мире бесполезно, ежели все лимиты-кредиты исчерпаны, а волшебный эликсир цапцапарель, любимый напиток для прояснения мозгов, уже не наливают. Правда, в роли сказочника Амос Панфилыч мог бы приносить пользу обществу. Дарование ему такое от бога дадено - разговор свободный, льющийся без всякой задержки, точно канарейка поёт. Будет деткам Поликсены рассказывать тмутараканские народные сказки про то, как три девицы под окном пряли поздно вечерком и мечтали: «Кабы я была царицей (мира) …». Интересная получится сказочка, да и красным девицам урок: собираешься стать царицей мира – перво-наперво по сторонам оглянись и с конкурентками разберись. Такова суровая правда жизни, которую надо усвоить на пути к счастью.
Правда жизни состоит и в том, что если регулярно ходить на премьеры Ведогонь-театра, то счастье тоже придёт! Даже не сомневайтесь!
Автор: Юрий
20 Ноября 2021
Решили сходить на спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше» в уже обновленный театр. Само здание театра значительно преобразилось. Фойе, зрительный зал порадовали уютом и комфортом. Перед спектаклем со вступительным словом вышел режиссер театра П. Курочкин. Говорил об обновлённом театре, актёрах и спектаклях. Ничего особенного, но тепло и сердечно. Когда говорил о постановке «Правда – хорошо…» сомнение закралось при фразе, которая звучала примерно так: «Вы посмотрите спектакль в новой постановке, как мы её видим». Если ты постановщик, то местоимение «Мы» звучит не совсем правдиво.
Что в итоге? Как-то Карен Шахназаров – руководитель Мосфильма посетовал, что сейчас, увы, не хватает хороших сценариев и сценаристов. Вот и берутся нынешние постановщики переделывать и классику, да к тому же на свой лад – КАК ОНИ ЕЁ ВИДЯТ. Отличился и П. Курочкин. Он кажется приятный человек и неплохой режиссер, но зачем было экспериментировать с классикой Островского? Хотелось увидеть в спектакле вИденье Островского, а не Курочкина. Прекрасные декорации, красивые костюмы, текст, актёры – все заслуживает лучших оценок! Но какое отношение к этому имеет Островский. В данной постановке вполне органично на сцене смотрелась бы электроподстанция или мотоцикл с коляской. Если балаган, то почему бы и нет?
Лет 20 назад смотрел в «Школе современной пьесы» «Антон Чехов. Чайка» в постановке Иосифа Райхельгауза, где все актёры, включая Филозова и Алфёрову, вышли на сцену в рокерских кожаных плащах и платьях, больше похожие на стильных готов. Только без колец в носу. Так Райхельгауз видел «Чайку». Догадался хоть название спектакля переиначить! Но мы- зрители здесь при чём? Процентов 25 зрителей покинули зал ещё до антракта.
Меня же хватило на первые 20 минут. Некоторые ушли во время антракта. Такое чувство, что меня, мягко говоря, обчистили. Скажу честно, потраченных денег не жаль. Актерам тоже нужно за что-то жить. Надувать зрителя зачем?
Жаль, но в «Ведогонь» я больше «ни ногой». А хотелось… Всё же в своём городе и ТЕАТР!